«Чемпионами не рождаются, ими становятся» – фраза избитая, но поспорить с этим трудно. В наши дни, практически в каждой стране существует своя методика отбора и подготовки молодых спортсменов, ведь тернистый путь к олимпийским медалям зачастую начинается со скамьи детского сада.
Современная система подготовки баскетболистов в России всем нам хорошо известна. Не будем углубляться в подробности, но, согласитесь, в то время как во всем мире уже давно работают с новым типом тренера и игрока XXI века, мы все еще продолжаем топтаться на развалинах советской системы, а побед с каждым годом становится все меньше и меньше. Точечное залатывание «дыр» уже не помогает, требуется капитальный ремонт системы с учетом всех современных реалий!
Конечно, я немного сгущаю краски и все не так печально: многое из того что есть в России в сфере подготовки молодых спортсменов, нашим коллегам из других стран может только снится. Вот только используем мы это не совсем эффективно, ну а результат все мы видим по выступлениям наших юниорских и национальных сборных на международном уровне.
Если перед нами все-таки стоит цель – вернуться в элиту мирового баскетбола через 10-15 лет, то мы должны как можно скорее понять: что не так в нашем «детском баскетбольном королевстве» и в каком направлении нам стоит двигаться дальше: чему и, как обучать детей, которые только сейчас начинают заниматься нашим видом спорта?
Прежде всего тренерам потребуется выполнить работу над ошибками, сформулировать цели и грамотно расставить приоритеты в процессе подготовки подрастающего поколения, с учетом тех изменений, которые произошли в нашем обществе за последние десятилетия. Думаю, что всем нам будет интересно заглянуть «на кухню» к нашим зарубежным коллегам, понять в каких условиях работают «баскетбольные инкубаторы» в США, Испании или Китае. При этом важно понимать, что не стоит слепо копировать их опыт в нашей стране, а после тщательного изучения нужно постараться отобрать только лучшее и обязательно адаптировать это под российские баскетбольные реалии.
В связи с этим, предлагаю отправиться в небольшое кругосветное путешествие по разным странам и континентам.
***
Начнем, пожалуй, с наших южных соседей с Аппенинского полуострова. Развитию детского баскетбола в Италии уделяется огромное внимание: ежегодно выпускается масса специализированных книг и пособий для тренеров, постоянно проводятся семинары, есть даже отдельная федерация, которая занимается исключительно мини-баскетболом.
Так как во многих общеобразовательных школах нет уроков физкультуры у младшеклассников, то родители с удовольствием отдают юных поедателей спагетти в спортивные секции. Хотя, стоит признать, что баскетбол – далеко не самый приоритетный вид спорта для маленьких итальянцев и набрать детей в группы могут только инициативные тренеры, имеющие хорошие «связи» в школах и грамотную рекламную (информационную) поддержку.
Как правило, такие занятия организуются при профессиональных баскетбольных клубах. В этом случае, какую-то часть затрат на развитие детского баскетбола выделяют спонсоры, все остальное ложится на плечи родителей. Сумма годового взноса за 3-разовые занятия в секции при клубе составляет 200-250 евро, правда в эту сумму включена спортивная экипировка с символикой клуба, которую получает каждый юный баскетболист.
Тренерам позволено совмещать работу, то есть в первой половине дня они трудятся на основном месте работы: в офисе, пекарне, банке или магазине, а вечером – учат детей играть в баскетбол. Есть также энтузиасты, которые организуют частные баскетбольные школы, в которых тренируются дети разных возрастов: от мала до велика. В этом случае, основатель школы становится и директором, и бухгалтером, и главным тренером, а школа – его основным источником дохода.
По итальянским правилам, все наставники обязаны получить тренерскую лицензию. Для этого не обязательно заканчивать специализированный вуз (как в России), но нужно пройти подготовку на курсах, проводимых итальянской федерацией баскетбола и сдать экзамены. Лицензии бывают нескольких типов, и для работы с каждой группой баскетболистов тренер обязан иметь конкретный вид лицензии. То есть специалист, получивший сертификат инструктора по мини-баскетболу не имеет права работать со взрослой командой и наоборот, главный тренер профессионального клуба не вправе обучать 7-летних детей азам баскетбола. И еще один интересный факт: тренер, имеющий лицензию наивысшей категории «А» (аналог «заслуженного тренера» в России), обязан ежегодно подтверждать ее, посещая не менее двух специализированных клиник (конференций) для тренеров за сезон.
Все детские команды, как правило, разделены по возрастам, но на начальных этапах подготовки, допускается объединять мальчиков и девочек в одну команду. Максимальное количество детей в одной группе – не более 20 человек. Зарплата тренера напрямую зависит от количества команд, с которыми он работает. Так, наставник одной команды (2-3 тренировки в неделю по 1,5 часа) будет получать около 150-200 евро в месяц. Если же тренеру удастся набрать в свою группу более 20 человек или его команда будет показывать выдающиеся результаты в национальном или региональном чемпионате – руководство может поощрить тренера премией ( + 50 евро к зарплате).
Детские команды, начиная с 14-летнего возраста, участвуют в национальном Чемпионате Италии. Количество игр в сезоне варьируется от 15 до 30 (большую часть из которых составляют товарищеские встречи с командами из соседних городов). Никаких глобальных задач «умереть, но вырастить чемпиона», перед тренерами не стоит. Так как набор детей небольшой и большинство из них не обладает выдающимися антропометрическими данными, тренеры бережно относятся к каждому ребенку: стараются развивать его сильные качества, много внимания уделяется функциональной диагностике и работе над общей физической подготовкой. Основной девиз занятий – дети (и родители) должны получать удовольствие от того, что они делают.
Большинство игроков (особенно среди девочек) заканчивают заниматься баскетболом в возрасте 16-18 лет, когда все основные силы необходимо перекинуть на учебу. Те же, кто подает надежды и попадает «на заметку» федерации, либо уезжают учиться в Америку, либо переходят в молодежные команды при клубах, и учеба, в таком случае, отходит на второй план.
БАСКЕТБОЛ В ДРУГИХ СТРАНАХ МИРА:
www.newbasket.ru выражает благодарность своим коллегам – Hallgrimyr Brynjolfsson, Pedro Garcia Rosado, Svetlana Vincenzi и Василий Прокофьев, которые любезно поделились своим опытом работы детскими тренерами в разных странах мира.