Стать баскетбольным тренером…

Оглавление

Пожалуй, каждый из нас в начале своей тренерской карьеры хотя бы раз задавал себе вопрос: Что, собственно говоря, значит «быть баскетбольным тренером»? Какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно тренировать? С чего начинать и в каком направлении двигаться?

Даже если у вас в кармане уже лежит заветная «корочка» ВУЗа с надписью: «Тренер по баскетболу» в графе «специальность», ответить сразу на все эти вопросы Вам будет весьма непросто. Давайте попробуем разобраться вместе. Весьма вероятно, что, прочитав этот материал, кто-то осознает, что «забрел совсем не туда», а кто-то наоборот приобретет дополнительную уверенность в том, что выбрал абсолютно верный путь.

Итак, Вы решили стать «баскетбольным тренером» и, возможно, уже обзавелись основными атрибутами наставника: купили свисток, спортивную обувь, красивый костюм и магнитную доску. Это, безусловно, необходимые для начала работы вещи. Однако, для того, чтобы не просто щеголять модными кроссовками, а стать успешным специалистом, Вам понадобятся инструменты поважнее.

Только человек искренне преданный своему делу, постоянно самосовершенствующийся и стремящийся к новым знаниям, готовый полностью отдаваться тренерскому ремеслу 24 часа в сутки 7 дней в неделю может достичь высот в этом непростом деле.

Тренерские качества

Профессионализм тренера определяется многими характеристиками, но ведущую роль будет играть наличие у человека следующих качеств:

  1. Стремление к получению новых знаний
  2. Умение ставить и достигать поставленные цели
  3. Преданность профессии, самоотдача
  4. Личностные Характеристики
  5. Коммуникативные способности

 

Стремление к Знаниям

Каждый человек, начинающий заниматься тренерской деятельностью должен не только знать основные правила игры, но и досконально изучить те навыки, которым он должен обучать молодых игроков: уметь их правильно объяснить и показать. Так как баскетбол не стоит на месте, а динамично развивается, тренеру также требуется постоянно совершенствоваться. Для этого необходимо:

  • Быть в курсе современных методик обучения фундаментальным навыкам баскетболиста
  • Регулярно читать литературу, посвященную организации тренировочного процесса в данном виде спорта
  • Изучать правила игры, обращая особое внимание на изменения в их трактовке, которые вводятся практически каждый сезон
  • Посещать клиники и мастер-классы, проводимые авторитетными баскетбольными специалистами
  • Постоянно смотреть и анализировать игры с участием как топ- клубов, так и детских, молодежных команд

И для этого необязательно даже отрываться от работы, в наше время, в интернете можно найти огромное количество материалов, которые можно изучать в свободное время, не выходя из дома.

Помимо понимания теоретических аспектов, Вы как специалист, должны уметь организовать тренировочный процесс таким образом, чтобы свести к минимуму риск получения травм игроками. А в случае возникновения экстренных ситуаций, уметь оказать первую помощь травмированному спортсмену. Этому тоже необходимо учиться.

Постановка Целей

Этот элемент определяет Вашу способность как тренера определить свои основные профессиональные задачи в настоящем и будущем. Чаще всего в качестве главных приоритетов в своей работе тренеры выделяют следующие:

  1. Помощь игрокам в развитии их физических, психологических и социальных навыков
  2. Создание благоприятной/позитивной атмосферы для занятий баскетболом (ребенку должно быть весело и интересно на тренировке)
  3. Стремление к победе

Определить Ваши тренерские цели и установки поможет простой тест. Пройдя его, Вы можете сопоставить насколько Ваши установки отвечают интересам детей, занимающихся под Вашим руководством.

ТЕСТ 1:

  1. Какой из перечисленных ниже примеров станет для Вас как для тренера поводом для гордости?

a) Каждый игрок вашей команды получает удовольствие от участия в тренировочном процессе

b) Все игроки вашей команды улучшили свои баскетбольные навыки в течение сезона

c) Выигрыш Главного турнира в сезоне

 

  1. Какое из приведенных ниже высказываний наиболее точно отражает Ваше отношение к спорту?

a) Спорт – не забава! Не стоит заниматься им ради удовольствия!

b) Каждый человек ежедневно должен учиться чему-то новому

c) Спорт – не приносит удовольствия, если нет побед!

 

  1. Каким бы Вы хотели запомниться Вашим игрокам?

a) Тренер, с которым было нескучно работать

b) Тренер, который обучил своих игроков основным баскетбольным навыкам

c) Тренер, с которым команда побеждала чаще всего

 

  1. Какую фразу Вы бы предпочли услышать от родителей игрока из Вашей команды?

a) «Мой сын отлично провел время и получил удовольствие, тренируясь под Вашим руководством»

b) «Моя дочь получила несколько важных уроков, играя баскетбол в Вашей команде»

c) «Мой сын гордится тем, что выступал за команду, которая с Вашей помощью заняла первое место в Чемпионате»

 

  1. Какой из этих моментов стал для Вас наиболее показательным для оценки Вашей работы с командой в сезоне?

a) Игроки Вашей команды не уходят из зала, а продолжают оттачивать свое мастерство, даже когда основное время тренировки уже истекло

b) Один из игроков Вашей команды виртуозно овладел техникой ведения мяча

c) Вы победили в Главном турнире сезона.

 

РЕЗУЛЬТАТ:

✔ Если чаще всего Вы выбирали вариант ответа «a» – В этом случае, Вы в первую очередь стремитесь к тому, чтобы тренировочный процесс и игра приносили ребенку удовольствие и радость

✔ Если чаще всего Вы выбирали вариант ответа «b» – Это означает, что основной целью, которую Вы ставите для себя, является профессиональный рост игроков, максимальное развитие их баскетбольных навыков

✔ Если чаще всего Вы выбирали вариант ответа «с» – Ваша цель – Только Победа! Любой ценой

 

При адекватных тренерских установках, задача индивидуального развития каждого ребенка всегда будет преобладать над стремлением добиться сиюминутного результата любой ценой. На мой взгляд, если постараться коротко сформулировать девиз, который должен быть основополагающим в детском спорте, то он должен звучать так: «На первом месте – развитие игрока, на втором – результат команды!»

Безусловно, победы и достижение максимальных результатов являются важными составляющими в спорте. Умение конкурировать также пригодится юным спортсменам и в повседневной жизни. Однако, ни одна победа не должна достигаться путем насилия, унижения и оскорбления детей. В первую очередь, они всегда должны получать удовольствие от того, что они делают на площадке, независимо от результатов командных выступлений. Такова концепция «позитивного коучинга», которая применяется в большинстве успешных баскетбольных держав.

К сожалению, в нашей стране пока еще слишком сильны традиции советской системы, в которой преобладал авторитарный стиль тренерской работы, а крик, оскорбление и даже рукоприкладство со стороны наставника являлись нормальной практикой. Такую модель поведения детского тренера можно сравнить с театром Карабаса Барабаса из книги про золотой ключик, где дети, как марионетки, которые беспрекословно выполняют все команды тренера, опасаясь накликать на себя его гнев и быть наказанными. О каком удовольствии от игры здесь может идти речь?

Независимо от того с каким контингентом Вам предстоит работать: будут-ли это взрослые профессионалы или маленькие дети, только начинающие заниматься баскетболом, прежде всего Вам необходимо определить свою «тренерскую философию», понять ту концепцию, в русле которой Вы будете продвигаться вместе со своей командой. Для этого рекомендуется выполнить следующие шаги:

  • Определите для себя основные цели, которые вы хотите достичь по окончании сезона (привлечение к занятиям максимального количества детей; максимальное развитие технических навыков уже занимающихся игроков; или же – победа, победа и только победа)
  • Постарайтесь подготовиться к ситуациям, которые могут возникать и не всегда соответствовать Вашим ожиданиям и тренерским установкам. (Например, как быть, если зарплата тренера в спортивной школе целиком и полностью зависит от того результата, который показала его команда на соревнованиях, а не от уровня подготовки отдельных игроков, которых воспитал данный тренер, хотя именно этот момент он определял для себя как главный?)
  • Сформулируйте цели и составьте план достижений для себя, отдельно для каждого игрока, для всей команды
  • В течение сезона, корректируйте поставленные цели, ставьте новые. Это поможет Вам поддерживать определенный уровень конкуренции, мотивировать себя и игроков.

 

Преданность профессии. Вовлеченность в процесс

Работая тренером, особенно с детьми, Вы будете включены в процесс практически круглосуточно семь дней в неделю, а не только в то время, когда находитесь в спортивном зале. В любое время дня и ночи Вы должны быть готовы ответить на вопрос, прийти на помощь, подсказать, похвалить, пожалеть ребенка или обсудить какой-то вопрос с его родителями. Для этого Вы должны проявлять подлинный интерес к своим игрокам, знать о проблемах, которые могут возникать у них в школе или в отношениях с родителями/друзьями, так как все это может в конечном счете влиять на качество тренировочного процесса. Задача детского тренера в первую очередь – помочь ребенку полюбить баскетбол, поделиться с ним своими знаниями, мотивировать его. Своим примером показать, что нет ничего невозможного, если ты способен терпеливо и преданно трудиться.

Для того, чтобы создать рабочую атмосферу в команде, показать детям свою заинтересованность и установить с ними доверительный контакт тренер должен:

  • Знать каждого игрока по имени (особенно это актуально для многочисленных групп начальной подготовки)
  • Найти индивидуальный подход к каждому игроку
  • Мотивировать игроков, постоянно осваивать новые и более сложные баскетбольные элементы
  • Уметь контролировать свои эмоции в любых ситуациях
  • Обращаться с игроками только так как бы Вы хотели, чтобы обращались с Вами
  • Стараться поддерживать позитивный настрой и свою заинтересованность при разговорах с игроками
  • Демонстрировать как важно для Вас то, что Вы делаете вместе с командой: на площадке и за ее пределами
  • Стараться организовывать коллективные выходы в кино, театр, на экскурсию. Это позволит детям раскрыться и проявить себя в другой неформальной (неконкурентной ) среде.

 

Личностные Характеристики

Общеизвестный факт: спорт – закаляет характер. Человек, руководящий командой, должен обладать не только сильным характером, но и харизмой. Он, как вожак стаи, должен вести за собой и не бояться принимать непростые решения. Тренер своим примером формирует модель поведения игроков как в спорте, так и в жизни. Именно поэтому слова тренера всегда должны совпадать с его поступками. Будьте внимательны! Всегда контролируйте свои действия и эмоции, особенно во время игр и тренировок. Мотивируйте игроков, поддерживайте, хвалите их, и они будут слушать и следовать за Вами. Не бойтесь признавать свои ошибки! Никто не совершенен!

Помните, что Вы – образец для ваших игроков, поэтому:

  • Всегда оценивайте свои сильные и слабые моменты
  • Старайтесь делать упор на свои сильные стороны
  • Поставьте себе цель и работайте над своими слабыми сторонами
  • Если Вы не правы: найдите в себе силы признаться в этом и, если нужно, извинитесь перед игроками.

Не удивляйтесь, но еще одно качество, важность которого мы очень часто недооцениваем, – это наличие у тренера чувства юмора. Имеется в виду не только способность пошутить, но иногда и посмеяться над самим собой вместе со своими игроками. Ничто не разрядит напряженную обстановку на тренировке или во время игры лучше, чем одна, а может даже две хорошие шутки.

Вот несколько советов, которые помогут тренеру создать позитивную атмосферу в зале:

  • Тренировки не должны быть скучными и однообразными! Монотонность убивает интерес к игре у детей
  • Все игроки команды должны быть задействованы в тренировочном процессе или игре
  • Будьте готовы первым посмеяться над собой
  • Улыбайтесь во время тренировки – это дает дополнительный заряд бодрости Вам и всей команде

 

Поставьте перед собой цель – каждую тренировку, как минимум дважды положительно комментировать действия каждого игрока Вашей команды!!!

Коммуникативные навыки

Фото Леонида Селеменева

Постоянная коммуникация – одна из важнейших сторон тренерской работы. Вы будете много общаться: с игроками, их родителями, тренерами других команд, арбитрами. Вступая в контакт со всеми этими людьми, Вы должны всегда стараться сохранять положительный настрой и демонстрировать, что Ваша основная цель – отстаивать интересы ваших игроков. Для того, чтобы грамотно наладить коммуникацию с командой, тренеру важно:

  1. Уметь слушать и слышать

Как жаль, что многие тренеры не умеют и не хотят прислушиваться к своим игрокам. Особенно этим грешат тренеры, придерживающиеся авторитарного стиля управления.

  1. Владеть невербальными средствами коммуникации

В западных странах сейчас огромное значение придается так называемому «языку тела» (body language). Ведь зачастую простым прикосновением или взглядом тренер может выразить то, что не всегда получается сделать при помощи слов.

  1. Быть способным четко и ясно выражать свои мысли (KISS – keep it short and simple)

Это очень важное качество при работе с детьми. Долго удерживать их внимание и сохранять интерес – задачка не из простых. Поэтому – чем короче, тем лучше!!!

 

newbasket.ru

По материалам:

«Coaching Youth Basketball» 5th ed.,

Don Showalter. Sport Education Program, 2012

 

Вам может быть интересно:

Прокрутить вверх