Продолжаем тему: “Как правильно тренировать?” или “Основные ошибки тренера по баскетболу”
НАЧАЛО СТАТЬИ ЧИТАТЬ ТУТ
Отвечая на вопросы: Как правильно тренировать? Или какие ошибки лучше избегать в тренерской деятельности? Мы выделили ещё 5 пунктов, которые, по нашему мнению, чаще всего встречаются во время тренировок баскетболистов.
6. Задействовать в работе не всех детей
С этой проблемой чаще всего сталкиваются наставники, которые работают с группами детей младшего возраста. Во-первых, в этом возрасте происходит набор в секцию, и поэтому на каждой тренировке присутствует большое количество детей. Во-вторых, уровень технической подготовки в наборных группах может сильно отличаться. Ведь, между ребенком, который занимается баскетболом пару раз в неделю в течение двух лет и новичком, который впервые взял мяч в руки – колоссальная разница. Задача тренера – построить тренировочный процесс таким образом, чтобы и те, и другие были задействованы в работе. Акцент на то, чтобы всем было интересно, и каждый ребенок получал пользу от занятия.
Вывод: Чтобы каждый ребёнок мог совершенствовать свое баскетбольное мастерство, необходимо, по возможности, разделить детей по уровню подготовки. Далее стараться проводить занятия для каждой группы по-отдельности. По мере роста успехов можно перевести новичков в группу к продвинутым игрокам. Если такой возможности нет, то проводите круговую тренировку по станциям. Придумывайте упражнения, которые смогут выполнить новички и в то же время будут интересны и полезны для тех, кто уже освоил какие-то баскетбольные навыки. Ни один игрок не должен стоять без дела. Все должны быть задействованы в работе и чувствовать себя важной и нужной частью единой команды!
7. Играть 5 на 5 в младшем возрасте
Согласитесь, игра «5 на 5» на всю площадку в группах начальной подготовки мало напоминает настоящий баскетбол. Когда 90% времени обе команды проводят на паркете, пытаясь вырвать мяч друг у друга, это больше похоже на огромную «кучу малу». Хотя бывают редкие минуты, когда мяч все-таки удается ввести в игру. Но здесь им больше владеет один, максимум два игрока. В чьи планы, как правило, не входит делиться им с партнерами по команде. В результате, большинству игроков даже не удается подержаться за мяч. Не говоря уже о том, чтобы совершить какое-либо результативное действие. Польза от такой игры весьма сомнительна.
Именно поэтому Американская федерация баскетбола на своем официальном сайте в разделе, посвященном детскому и юношескому баскетболу (https://www.usab.com/), настоятельно рекомендует тренерам не переходить к полноценной игре (двумя пятерками, на всю площадку) до тех пор, пока дети в значительной степени не овладеют всеми базовыми баскетбольными навыками. Переход к игре 5 на 5 предлагается сделать ближе к концу второго уровня обучения (foundational level), в возрасте примерно 11-12 лет. До этого момента тренеры должны стараться использовать на занятиях так называемые smallsided games. Это игра в баскетбол на ограниченном пространстве, в усеченном составе – не более трех игроков в команде.
Вывод: Если Вы еще сомневаетесь и не склонны слепо доверять рекомендациям американских функционеров, вот несколько причин, по которым использование такого формата игры в младшем возрасте может быть более целесообразным:
- Каждый игрок получает больше возможностей для владения мячом во время игры
- Детям легче принимать решение, когда на площадке находится меньше игроков
- У каждого появляется шанс выполнить успешную атаку по кольцу
- Все без исключения игроки задействованы в игре (практически нельзя отстояться в сторонке)
- Тренеру проще следить за действиями всех игроков и, в случае необходимости, вносить коррективы
8. Добиваться дисциплины от игроков, используя наказания в виде чрезмерной физической нагрузки
В далеком прошлом, когда мы сами были юными и начинающими баскетболистами, и долго «не врубались» в упражнение, которое нам давали, тренер заставлял нас «включать мозги» при помощи кувырков от лицевой до лицевой по неровной дощатой площадке. Спина после этого болела нещадно. Вот только лучше соображать мы точно не начинали, а больше чувствовали себя униженными и оскорбленными. Или вот еще один из методов воспитания пунктуальности у игроков – километр бега за каждую секунду опоздания на тренировку. Да, теперь я практически никогда не опаздываю, но и бег вызывает у меня лишь чувство отвращения. Ведь сразу вспоминаются эти многокилометровые забеги по жаре. Как вы понимаете, наши отношения с тренером, нельзя было назвать дружескими и теплыми. И воспринимаются такие действия как «пытки» даже сейчас, почти 30 лет спустя.
Вывод: Вряд ли у тренера получится завоевать авторитет или наладить дисциплину в команде при помощи таких средств. Постарайтесь найти какие-то иные рычаги влияния на игроков. Бесконечные кроссы или 10 тысяч отжиманий и приседаний приведут лишь к тому, что у игроков выработается негативная установка по отношению к физическим нагрузкам. И в тот момент, когда вам потребуется работать над улучшением физической формы игроков, этот паттерн (шаблон) сыграет против вас.
9. Пытаться расставлять игроков по позициям в детском возрасте
Во всем мире уже давно активно исповедуют принцип «универсальности игрока», когда каждый игрок должен уметь играть на любой позиции. В России все еще частенько продолжают с младых ногтей навешивать на детей «ярлыки». К примеру, «Вася будет у нас центровым, Витя – снайпером, а Степан будет выводить мяч!». И не дай Бог детям нарушить эти указания тренера и поменяться ролями. Ведь Вася, по мнению наставника, не способен хорошо водить мяч, Степа не добрасывает до кольца, а Витя ростом не вышел для центрового. И вот ведь какой вопрос назревает, товарищи-тренеры: а когда в таком случае дети будут учиться подбирать, выводить, попадать? Если мы сами изначально искусственно загоняем их в строгие рамки игры на определенных позициях с определенным (весьма ограниченным) набором функций, выполняемых ими на площадке.
Вывод: Безусловно, дети должны знать об особенностях игры на каждой позиции: отличать разыгрывающего от центрового, или легкого форварда от тяжелого. Но ни в коем случае не стоит в детском возрасте искусственно загонять их в рамки какого-то одного амплуа. Каждый ребенок должен уметь делать на площадке все: атаковать кольцо, выводить мяч, подбирать его или грамотно защищаться. Чем больше «универсальных» игроков будет в Вашей команде, тем легче будет вам и сложнее придется вашим соперникам.
10. Неподобающее поведение тренера (тренер опаздывает на занятия, сидит во время тренировки на стуле, разговаривает по телефону, нецензурно ругается и т.д…)
Проект newbasket временами наблюдал такое поведение со стороны своих коллег по цеху. Да, все мы прекрасно понимаем, что в таких мегаполисах как Москва, в любой момент можно непредсказуемо застрять в пробке и не успеть к началу занятия. Но какой дисциплины можно требовать от игроков, когда сам тренер систематически опаздывает или «вбегает» в зал последним? Когда ежеминутно отрывается на звонки во время тренировки? Или дает указания, не отрываясь от стула? Скорее всего отношение ваших подопечных к работе будет соответствующее.
Вывод: Помните всегда, что тренер должен стараться быть образцом для своих подопечных! Следите за собой и, если позволяете себе «вольности» не удивляйтесь, когда Ваши игроки начнут вести себя также.
Материал подготовлен с использованием информации, размещенной на сайтах: www.usab.com и www.basketballforcoaches.com